Style Switcher

Layout options
  • Boxed Layout
  • Full Width Layout
Primary Color

Your Language

Налогообложение и бухгалтерский учет


1. Система налогообложения

Текущая система налогообложения Камбоджи регулируется поправкой к Закону О Налогообложении от 2003 года (2003 Закон О Налогообложении). Сумма налога на доход должна формироваться в соответствии с системой налогообложения в реальном, упрощенном или оценочном режиме. Режим налогообложения налогоплательщика определяется, исходя из вида компании, типа предпринимательской деятельности и уровня оборота (Статья 4 Закона О Налогообложении).


2. Виды налога и текущая налоговая ставка

Следующая таблица содержит текущие виды налогов, взимаемых в Камбодже, краткое их описание и ставки. Для более детальной информации обратитесь к статьям “2003 Поправок к закону”, которые описывают каждый указанный в таблице налог.

Налог Описание Ставка
Налог на Передачу Имущества На передачу прав собственности на недвижимость и некоторых видов транспорта в виде прямой передачи или вклада в уставной капитал предприятия
Запрещается выдавать свидетельства о праве собственности на имущество до оплаты Налога На Передачу Имущества.
4% от суммы передачи
Налог На Неиспользуемые Земли Комитет По Оценке Неосвоенных земель совместно с муниципальными и провинциальными властями определяют, является ли участок “неиспользуемым” и сумму налога. 2% от оценочной стоимости неиспользуемой земли
Патентный налог На годовую регистрацию деятельности
Если вид деятельности различен или она производится в различных провинциях/муниципалитетах, то налог оплачивается для каждого случая отдельно в соответствии с видом деятельности и провинции/муниципалитета (Уведомление #002. Закон Об Обязанности Уплаты Налога На Патент, 19 января 2007).
Около 300$ США
Налог На Имущество Не облагаются земли сельскохозяйственного назначения
Взимается с имущества стоимостью больше 100 миллионов риелей.
0,1% от оценочной стоимости




3. Налоговая ставка. Методы бухгалтерского учета

Камбоджа присоединилась к Федерации Бухгалтеров АСЕАН (AFA) на 76-ой встрече Совета AFA в Янгоне, Мьянма, 11 января 2003 года. Хотя это малоизвестно, но члены АСЕАН применяют стандарты Международного Комитета По Стандартам Бухгалтерского Учета. Также в начале 2003 года камбоджийское правительство ввело единый набор стандартов высокого уровня для внутренней и трансграничной отчетности.

“Закон О Профессии Ведения Корпоративного Учета, Аудита И Бухгалтерского Учета” был принят в июле 2002 года вслед за “Подзаконным Актом Института Кампучеа Дипломированных Бухгалтеров И Аудиторов (KICPAA)” и “Подзаконным Актом О Деятельности Национального Совета Бухгалтеров (NAC)” и опубликован в 2003 году. NAC – это регулирующий орган Министерства Экономики И Финансов, который по существу занимается экспертизой и проверкой Камбоджийских Стандартов Бухгалтерского Учета (CASs) и правил бухгалтерского учета. KICPAA – это профессиональный бухгалтерский орган, который занимается контролем организации и обеспечения качества частной бухгалтерской деятельности.

Целью закона является определение организации, управления и функционирования бухгалтерской системы на основе международных стандартов для следующих предприятий.

Все предприятия, будь то физические или юридические лица, обязаны держать бухгалтерские книги и счета и предоставлять их аудиту согласно срокам и условиям, определенным в настоящем законе (Статья 3).

Финансовые отчеты должны включать балансовый отчет, справку о доходах, отчет о движении денежных средств и пояснительные заметки. Все это является неотъемлемой частью финансовой отчетности (Статья 8).

Бухгалтерские документы должны быть написаны на кхмерском языке и выражены в риелях. Предприятия, которые ведут предпринимательскую деятельность с иностранными предприятиями или которые сами являются филиалами иностранных компаний, могут вести дополнительные бухгалтерские документы на английском языке и исчислять суммы в других валютах наряду с бухгалтерскими документами на кхмерском языке и с кхмерской валютой (Статья 9).

Отчетный период составляет 12 месяцев. Отчетный период начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года. Для новых предприятий отчетный период первого финансового года начинается с даты образования предприятия и заканчивается 31 декабря следующего года (Статья 10).

Финансовые отчеты должны быть подготовлены в течение трех месяцев после закрытия финансового года (Статья 11).

Финансовые отчеты и соответствующие бухгалтерские книги и документированные свидетельства должны хранится в течение 10 лет (Статья 12).

Все предприятия, будь то физические или юридические лица, должны предоставить свои отчеты независимому аудитору для проверки того, что их оборот, итоговый балансовый лист, число работников соответствует лимитам, указанным в Приказе №643 Закона от 26 июля 2007 года (Статья 16).

15 Камбоджийских Стандартов Бухгалтерского Учета (CASs), основанных на Международных Стандартах Бухгалтерского Учета, и 10 Камбоджийских Стандартов Аудита (CSAs) впервые были приняты 11 апреля 2003 года. 24 марта 2008 был издан “Приказ №221 о Применении Камбоджийских Стандартов Бухгалтерского Учета – (CASs) и Камбоджийских Стандартов Финансовой Отчетности – (CFRs)”, который обновил старые CASs, а текущие 18 CASs и CFRs стали применяться, как показано в таблице ниже. Кроме того для SMEs в 2010 году планируется ввести Международные Стандарты Финансовой Отчетности (IFRS).


4. Принципы бухгалтерского учета

Камбоджа присоединилась к Федерации Бухгалтеров АСЕАН (AFA) на 76-ой встрече Совета AFA в Янгоне, Мьянма, 11 января 2003 года. Хотя это малоизвестно, но члены АСЕАН подчиняются стандартам Международного Комитета По Стандартам Бухгалтерского Учета. Также в начале 2003 года камбоджийское правительство ввело единый набор стандартов высокого уровня для внутренней и трансграничной отчетности.

“Закон О Профессии Ведения Корпоративного Учета, Аудита И Бухгалтерского Учета” был принят в июле 2002 года вслед за “Подзаконным Актом Института Кампучеа Дипломированных Бухгалтеров И Аудиторов (KICPAA)” и “Подзаконным Актом О Деятельности Национального Совета Бухгалтеров (NAC)” и опубликован в 2003 году. NAC – это регулирующий орган Министерства Экономики И Финансов, который по существу занимается экспертизой и проверкой Камбоджийских Стандартов Бухгалтерского Учета (CASs) и правил бухгалтерского учета. KICPAA – это профессиональный бухгалтерский орган, который занимается контролем организации и обеспечения качества частной бухгалтерской деятельности.

Целью закона является определение организации, управления и функционирования бухгалтерской системы на основе международных стандартов для физических и юридических лиц; определяет содержание финансовой отчетности в Статьях с 8 по 13; и обязывает проводить корпоративный аудит посредством Сертифицированных Открытых Бухгалтеров И Аудиторов, когда оборот предприятия, итоговый балансовый лист, число работников соответствует лимитам, указанным в Приказе №643 Закона от 26 июля 2007 года.

15 Камбоджийских Стандартов Бухгалтерского Учета (CASs), основанных на Международных Стандартах Бухгалтерского Учета, и 10 Камбоджийских Стандартов Аудита (CSAs) впервые были приняты 11 апреля 2003 года. 24 марта 2008 был издан “Приказ №221 о Применении Камбоджийских Стандартов Бухгалтерского Учета – (CASs) и Камбоджийских Стандартов Финансовой Отчетности – (CFRs)”, который обновил старые CASs, а текущие 18 CASs и CFRs стали применяться, как показано в таблице ниже. Кроме того для SMEs в 2010 году планируется ввести Международные Стандарты Финансовой Отчетности (IFRS).


5. Аудит корпоративных счетов

Все предприятия, будь то физические или юридические лица, камбоджийские или иностранные компании, которые подпадают под одну из трех перечисленных ниже категорий, обязаны передать финансовую отчетность за соответствующий финансовый год независимым аудиторам, которые были зарегистрированы KICPAA, для проведения аудита. Все квалифицированные институциональные покупатели имеют те же обязательства. ( Приказ №643. Закон об Обязательстве Предоставления Финансовой Отчетности Для Аудита).

Предприятия, подпадающие под приказ должны:
- иметь ежегодный оборот свыше 3 000 000 000 риелей;
- иметь активов общей стоимостью свыше 2 000 000 000 риелей в соответствии со средней ценой активов, доступных для годового аудита;
- иметь свыше 100 работников в соответствии со средним количеством, разрешенным для годового аудита.